Среда
21.04.2021
13:54
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Новости образовани
Поиск
Друзья сайта
  • FAQ по системе
  • Сайт все конкурсы, гранты, стипендии

    Портфель & Ко

    Сайт учителя начальных классов

    Кулаевой Ирины Евгеньевны

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

    «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…»  

    Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.  

    Сегодняшний семинар – приглашение к обсуждению. Мы хотим обсудить проектную деятельность младших школьников с самых разных сторон. Фактически мы попытаемся разглядеть то, что называют проектной деятельностью, и выделить в ней важные, ключевые черты и характеристики.   Можно подумать о том, как проектная деятельность может возникать в конкретной школе. Но ни в коем случае мы не хотим навязывать какие-либо догмы, предписания. Нельзя создать работающую без сбоев технологию. Часто к тем, кто хорошо владеет технологиями в образовании, обращаются за советами и рекомендациями. У нас таких рекомендаций нет. И главное, потому, что, как только начинаются рекомендации по поводу проектной деятельности, сама проектная деятельность как творчество ребенка прекращается.

      «Когда детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы».                                                                                                                      Л.В. Занков   Технология классно-урочной системы на протяжении столетий казалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. А метод проектов не вписывался в эту системы, т.к. не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, и  поэтому был изъят из школы.  

    Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. Меняются требования  к выпускникам образовательных учреждений, как отмечено в Концепции модернизации Российского образования. В результате школа должна удовлетворять потребностям личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях, которое уже невозможно представить без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования. Образовательные учреждения должны готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, способность к сотрудничеству, принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.   Такая подготовка на современном этапе не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. Требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.    

    Ключевые компетентности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных и исследовательских работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.   Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.

    Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.  

    Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

    1. Ценностно-смысловая компетенция.

    2. Общекультурная компетенция.

    3. Учебно-познавательная компетенция

    4. Информационная компетенция.

    5. Коммуникативная компетенция.

    6. Социально-трудовая компетенция

    7. Компетенция личностного самосовершенствования  

    В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, иностранные языки, информатика, ИЗО, технология и пр. Эти предметы носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.   Для анализа формирования и развития ключевых  компетенций в урочной внеурочной деятельности, выделяются  следующие виды деятельности:   Компетенции Виды деятельности Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

    1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.  

    2. Участие в проектах.  

    3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.  

    Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

    1.Проведение экспериментов.

    2. Конспектирование.

    3. Работа с учебником.

    4.Фотографирование объектов.

    5. Работа над рефератом.

    6. Участие в экскурсии.

    7. Изготовление приборов.

    Информационные компетенции (ИКТ). Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

    1. Поиск информации в библиотеке.

    2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

    3. Поиск информации в школьной медиатеке.

     4. Использование информации из Интернета.

    5. Создание презентации.  

    6. Создание буклета.

    Коммуникативные компетенции.  Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

    1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

    2. Выступление на конференции.

    3. Выступление с сообщением.

    4. Взаимоконтроль

    5. Участие в дискуссии.

    6. Участие в анкетировании.

    7. Собеседование.  

     Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода и в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, которые выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.   Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

    Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.   С помощью исследовательского метода, возможно формирование таких компетенции как: исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации; автономизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.   Еще один вопрос в пользу проектной деятельности – это межпредметные и надпредметные  связи, позволяющие разрабатывать проекты на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность предметного и метапредметного характера носит развивающий, личностный характер. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

    ü  профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи;

    ü  формирование мотивации на проектную деятельность, как у учащихся так и у учителей;

    ü  системный подход к реализации программ, предусматривающих проектную и исследовательскую деятельность учащихся;

    ü  тьюторское сопровождение проектной деятельности;

    ü  мониторинг формирования ключевых компетентностей.  

    В рамках осуществления проектной деятельности учащихся в школе могут создаваться такие органы как «Школьное научное общество», «Малая школьная академия» и пр. сообщества. Деятельность таких сообществ учащихся должна быть регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ, Устав НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность сообществ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, экспедиции. Одним из главных результатов работы - создание атмосферы научного поиска. С целью создания условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков проектной деятельности для учащихся начальной школы может быть разработана программа дополнительного образования, направленная на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.   На основании вышесказанного основной результат проектной деятельности – это ключевые компетентности, формирование которых требует особого методического сопровождения. Отдельно хочется остановиться на сопровождении проектной деятельности.   Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает, как сделать), и начинающего. Тьютор, или наставник, призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.     Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство  (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности.  Тьютор должен быть максимально отстранен от содержания. Его функция не учить, а «отзеркаливать», давать возможность самоопределиться в ситуации и сделать выбор. Поэтому при работе фокус внимания тьютора на том, какими средствами он: - описывает своё состояние; - пользуется, ставя цели и задачи; - организует отношения со своим окружением, прежде, чем начать действовать (различает ли позиции в деятельности); - планирует свою деятельность; - исполняет план деятельности; - оценивает результаты и эффекты деятельности; - результаты и эффекты передаются или сообщаются сообществу, делаются доступными для других людей.   Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника. Роль тьютора может выполнять и хорошо подготовленный или замотивированный учитель-предметник.   Не смотря на работу тьюторов, решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Подготовленные тьюторы проектной деятельности обеспечивают повышение профессиональной компетентности учителей, через организацию семинара-практикума, основной целью которого является усвоение механизма организации проектной деятельности учащихся и использование ее возможностей в формировании  ключевых компетентностей учащихся. Для успешной реализации компетентностного подхода, проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в школе в рамках комплексно – целевой программы «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся» были разработаны и проведены обучающие семинары «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио», проведены заседания методического совета по темам: «Технологии компетентностно-ориентированного образования. Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Технология компетентностно-ориентированного образования», на заседаниях школьных методических объединений рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности».  

        В современном понимании проект – это шесть  «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.  Шестое "П" проекта - это его  Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др. (Слайд)   Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия:  1) конкретность темы и получаемых результатов;  2) витагенность исследования («вырастание» из собственного жизненного опыта);  3) возможность представления результата в самых различных формах (научный либо художественный текст, визуальный образ, музыкальный пассаж, видеосюжет, инсценировка, игра и т.д.).   Одним из главных условий успешности  проектной и исследовательской работы учащихся является наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и так далее. Проектную часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного сообщества. Результатом работы могут быть тематические номера школьной газеты, сборники первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов, разработки занятий (в том числе дистанционных) и т.д.   Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей. А главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы.  Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма  презентации  достижений учащихся  в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной.  Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересно­го, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. На школьной научно – практической конференции учащиеся начальной школы традиционно представляют свои интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных, метода мозгового штурма и ролевой игры). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу. Школьным научным обществом определены следующие критерии оценивания проектных работ:

    · Объем выполненной работы;

    · Сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы;

    · Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект;

    · Пользовательский интерфейс (дизайн);

    · Корректность разработки с точки зрения представления материала;  

    · Практическая значимость и новизна проекта  

    · Презентация проекта (умение интересно рассказать о подготовленном и проведенном проекте)    

    Критериями оценки являются достижение и цели проекта, и надпредметных связей. Если цели достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. В школе должно существовать положение о конференции и  регламент ее организации, точно по срокам планирующий каждое действие оргкомитета.  Разработаны информационные инструктирующие  материалы о содержании деятельности каждой из групп.  Для поддержания интереса учащихся к данному мероприятию ежегодно на конференции должно появляться что-то новое: приглашение выпускников, родителей, авторов докладов из других школ, стендовая сессия и т.д. Проведение научно-практической конференции может проходить в рамках Недели науки, проходящей по определенному сценарию. Лучшие работы учащихся хранятся в школьной библиотеке и любой желающий может воспользоваться материалами для подготовки к уроку, написанию доклада или реферата, компьютерные презентации могут служить хорошим иллюстративным материалом для учителя на уроке.   Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к идее портфолио отрицательно, не понимая его смысла, то сейчас портфолио -  это своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность.   Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое  информационно – технологическое оборудование: два компьютерных класса, один из которых  соединен локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, два мультимедийных проектора, интерактивная доска, две видеокамеры, цифровой фотоаппарат, химическая и биологическая лаборатории,  большая медиатека. Кроме того, с этого учебного года с приобретением  программного продукта "КМ-Школа", разработанного компанией "Кирилл и Мефодий", в школе появилась возможность эффективной реализации единого информационного образовательного пространства. Данный образовательный контент соответствует современным образовательным стандартам и способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Педагогам и учащимся школы для проведения поиска нужной информации в рамках проектной деятельности и самостоятельных учебных исследований можно не обращаться к другим источникам, т.к. полнота контента максимальна.   В условиях базисного учебного плана и государственных образовательных стандартов, соответствующих им учебных планов, типовых программ, сетки часов, оценки деятельности учеников по стандартной шкале возможность развития межпредметных связей затруднена. Однако можно предложить учащимся ряд форм образовательной деятельности, в которых они могут принять участие на добровольной основе. Для решения данной проблемы  необходимо учитывать возможности внеучебной деятельности. Инновационный режим работы в  школе не позволяет разорвать исследования и проекты, учебу и внеучебные дела, идеи и их воплощение. Поэтому одним из главных образовательных маршрутов для взрослых и детей становится освоение проектно-исследовательских методов.  

    Литература и интернет-ресурсы:

    1.Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65. 2.      Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2 3.      Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001. 4.      Дрозд Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся. Обобщение опыта. - http://www.docme.ru/doc/37716/самообобщ%D0... 5.      Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57 6.      Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 7.      Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro 8.      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4

    Категория: Мои статьи | Добавил: iрик (09.08.2012)
    Просмотров: 1977 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: